Администрация Белозерского муниципального округа Вологодской области
Белозерский муниципальный округ Вологодской области

Информирование

К ответственности привлекут собственника (владельца) ТС.
С 11 января 2023 г. вступили в силу нормы о том, что в случае, если правонарушения зафиксированы работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, - то норма КоАП, предусматривающая, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, - не применяется.

Ответственность за сброс отходов в неположенном месте определена статьей 8.2 Кодекса об административных нарушениях и предусматривает штрафные санкции в отношении нарушителей:
- для частных лиц – до 30 тысяч рублей;

- для юридических – до 200 тысяч и конфискация автомобиля при повторном нарушении.

Обращаем внимание, что в случае, если лицо повторно привлекается к административной ответственности за выгрузку или сброс отходов вне положенных мест с использованием транспортных средств, то помимо административного штрафа будут конфискованы такие транспортные средства.

Сообщается, в частности, что Приказом Минприроды России от 19.11.2021 N 871 утвержден порядок проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, корректировки ее данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки (далее - Порядок N 871).

В соответствии с положениями Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов выявляются и учитываются все стационарные и передвижные источники загрязнения атмосферного воздуха (далее - ИЗАВ), устанавливаются их характеристики, определяются количественные и качественные показатели выбросов из всех стационарных и передвижных ИЗАВ, постоянно или временно эксплуатируемых (функционирующих) на объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду (далее - объект ОНВОС).

Так, согласно пункту 5 Порядка N 871 при проведении инвентаризации выбросов учитываются в том числе передвижные ИЗАВ, которые принадлежат на праве собственности либо ином законном основании хозяйствующему субъекту, осуществляющему деятельность на объекте ОНВОС, и эксплуатируются (функционируют) на данном объекте. Также учитываются выбросы от передвижных ИЗАВ на стоянках и сооружениях, где осуществляется работа, обслуживание и ремонт передвижных ИЗАВ, погрузка и разгрузка передвижных ИЗАВ. В случае если выбросы от передвижных ИЗАВ на таких стоянках и сооружениях были учтены при инвентаризации выбросов на объекте ОНВОС как выбросы от стационарных ИЗАВ, повторный учет выбросов на данных стоянках и сооружениях не требуется.

Письмо Минприроды от 21.02.2023

Главная «миссия» нового закона – разрешить вывести помет и навоз из-под действия федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об отходах производства и потребления». То есть, фактически признать, что побочные продукты животноводства (ППЖ) не являются отходами.

Федеральный закон от 14.07.2022 № 248-ФЗ

В рамках реализации федерального проекта «Инфраструктура для обращения с отходами I и II классов опасности» в составе национального проекта «Экология» распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2019 г. №2684-р ФГУП «ФЭО» определено федеральным оператором по обращению с отходами I-II классов опасности.

С 1 марта 2022 года федеральный оператор осуществляет деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации и обезвреживанию отходов I и II классов на всей территории Российской Федерации. Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов опасности (по утилизации, обезвреживанию или размещению), обязаны передавать такие отходы федеральному оператору, заключая с ним договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности. 
Предельный срок накопления отходов не может превышать 11 месяцев со дня их образования, соответственно, отходы необходимо передать до истечения предельного срока накопления.

Организационное и информационное обеспечение деятельности по обращению с отходами осуществляется на площадке единой цифровой платформы – федеральной государственной информационной системы учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (ФГИС ОПВК). ФГИС ОПВК позволяет заключать договоры, подавать заявки на вывоз отходов в режиме реального времени и оперативно обмениваться электронными документами.

Отходообразователи, которые не имеют собственных мощностей по обращению с отходами I и II классов, регистрируются в системе ФГИС ОПВК и заключают договор с федеральным оператором, который обеспечивает «под ключ» весь спектр услуг по обращению с данными отходами. Форма договора типовая, утверждена постановлением Правительства РФ от 24.10.2019 № 1363.

Федеральный оператор осуществляет свою деятельность по установленным ФАС России тарифам. Тарифы едины на всей территории России и включают расходы на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов I и II классов опасности. Тариф на отходы I класса составляет 222,9 тыс. руб. за 1 тонну без НДС. Тариф на отходы II класса – 62,47 тыс. руб. за тонну без НДС.

Отходообразователи, которые имеют собственные мощности по обращению с отходами I и II классов, регистрируются в системе ФГИС ОПВК и вносят в систему информацию о полном жизненном цикле опасных отходов с момента образования до подтвержденного факта переработки.

Действующие на рынке предприятия по транспортированию и обращению с отходами I и II классов контрактуются с федеральным оператором и получают доступ к заказам через систему ФГИС ОПВК. Стоимость услуг операторов определяется на основании конкурсных процедур, осуществляемых в соответствии с действующим законодательством в сфере закупок. Формат договоров предусматривает возможность присоединения к победителю любого участника рынка.

Данные ФГИС ОПВК позволяют формировать федеральную схему обращения с отходами I и II классов, которую утверждает Правительство РФ. Соблюдение федеральной схемы является обязательным условием осуществления деятельности по обращению с отходами I и II классов для всех участников рынка.

Регистрация в системе ФГИС ОПВК осуществляется по ссылке gisopvk.ru

Для удобства пользователей работает круглосуточная бесплатная техническая поддержка по телефону 8 800 755-75-23 и по почте support.fgisopvk@rosatom.ru.

Для заключения договора необходимо:

-  зарегистрироваться в ФГИС ОПВК с помощью единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), после чего будет сформирован личный кабинет отходообразователя (ЛК) 
Обязательными условиями для регистрации в Системе являются:
- наличие у отходообразователей усиленной квалифицированной электронной подписи (далее – УКЭП);

- наличие программно-аппаратного комплекса, обладающего возможностью формирования и подписания УКЭП электронных документов;

- указать место накопления отходов I-II классов опасности,

- прикрепить паспорт на отход (Паспорт отходов I - IV классов опасности представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.  Паспортизация отходов осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I - IV классов опасности, самостоятельно в соответствии с приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1026 "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I - IV классов опасности),

- сформировать договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности,

- после подписания отходообразователем договора с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), статус договора изменится на статус «На рассмотрении»,

- после подписания договора федеральным оператором и присвоения ему статуса «Действующий» при возникновении потребности вывезти отходы необходимо сформировать заявку на вывоз в ЛК.

Договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности можно заключить как на один год, так и на каждую заявку.
Договоры с отходообразователями, закупки которых регулируются Федеральным законом «№223-ФЗ» или «44-ФЗ» будут заключаться  с учетом требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".

Заключение договора на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности (далее - договор) возможно как с головным предприятием, так и с филиалами, в зависимости от установленного на предприятии порядка обращения с отходами и полномочиями филиалов.

Регистрация отходообразователя во федеральной государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности (далее – ФГИС ОПВК, Система) доступна только в отношении одного юридического лица.

Отходообразователям, имеющим в своем составе обособленные подразделения (производственные площадки), являющиеся источниками образования отходов, рекомендуется в личном кабинете отходообразователя в ФГИС ОПВК включать, в том числе места накопления отходов таких подразделений (в соответствии с адресом фактического осуществления деятельности, указанного в паспорте отходов I-IV классов опасности).
В случае необходимости заключения отдельного договора на оказание услуг от имени обособленного подразделения необходимо:

- отходообразователю (головной организации) загрузить в ФГИС ОПВК подписанную руководителем данной организации либо иным, уполномоченным лицом, доверенность на сотрудника обособленного подразделения с перечнем действий по доверенности (образец доверенности находится на главной странице Системы во вкладке «Образец доверенности»);

- обособленному подразделению в личном кабинете отходообразователя ФГИС ОПВК самостоятельно инициировать заявку на заключение договора на оказание услуг, указав в режиме ручного ввода в проекте договора на оказание услуг свои платежные реквизиты, отличные от реквизитов головной организации, и выбрав из выпадающего списка свое место накопления отходов.

При этом в преамбуле договора на оказание услуг будет указана головная организация как сторона по договору на оказание услуг.

При передаче отходов I и II классов опасности федеральному оператору стоимость его услуг определяется исходя из предельных (максимальных) тарифов федерального оператора, установленных федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области государственного регулирования тарифов по обращению с отходами I и II классов опасности.

Приказом ФАС России от 18.03.2022 № 220/22 «Об установлении предельных (максимальных) тарифов на услуги федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления I - II классов опасности» на период до 31 декабря 2026 года установлены следующие предельные (максимальные) тарифы на услуги федерального оператора по обращению с отходами производства и потребления:

I класса опасности в размере 222 907,36 руб. (без НДС) за тонну;

II класса опасности в размере 62 468,26 руб. (без НДС) за тонну.

Если у предприятия есть мощности для переработки собственных отходов I и II классов опасности, оно должно пройти регистрацию в ФГИС ОПВК по двум ролям:

- отходообразователь,

- оператор по переработке.

Работая под первой ролью (отходообразователь) в ФГИС ОПВК, необходимо заполнять журнал образования ОПВК.

Работая под второй ролью (оператор по переработке) - акт об обращении с отходами.

В этом случае заключать договор на оказание услуг по обращению с отходами I и II классов опасности с ФГУП "ФЭО" не требуется.

Для получения статуса оператора по обращению с отходами I и II классов опасности индивидуальный предприниматель или юридическое лицо должны:

- иметь лицензию на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности в отношении соответствующих видов работ с отходами I и II классов опасности,

- быть зарегистрированными в ФГИС ОПВК как оператор по переработке, 

- заключить договор с федеральным оператором на обращение с отходами I и II классов опасности посредством  участия в конкурентных процедурах закупки.

Заключение договоров между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов будет осуществляться в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» по правилам «Единого отраслевого стандарта закупок Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Для включения объекта утилизации/обезвреживания в федеральную схему необходимо зарегистрироваться в ФГИС ОПВК как оператор по переработке отходов, представив все необходимые данные, запрашиваемые системой при регистрации.

После проверки сведений об объекте, в личный кабинет (ЛК) ФГИС ОПВК придет соответствующее уведомление.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 18.10.2019 г. № 1346 «Об утверждении Положения о государственной информационной системе учета и контроля за обращением с отходами I и II классов опасности» операторы по обращению с отходами I и II классов опасности являются поставщиками информации в части информации, предусмотренной подпунктами «д» - «м» пункта 8 указанного Положения.

Договоры между федеральным оператором и операторами по обращению с отходами I и II классов опасности на обращение с данными отходами будут заключаться посредством конкурентных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".

Стоимость услуг операторов по обращению с отходами I и II классов опасности будет определяться по итогам проведения конкурентных процедур в рамках Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.


Полезные ссылки:

Информационные и обучающие материалы, в том числе руководство пользователя, справочная информация по ФГИС ОПВК, видеоинструкция для входа через ЕСИА, а также иные материалы по регистрации и работе в ФГИС ОПВК:

https://gisopvk.ru/login

Контактные данные работников ФГУП «ФЭО» по направлениям деятельности:

https://rosfeo.ru/assets/lib/1373/feo_I-II_contacts.pdf

Рекомендации ФГУП «ФЭО» при организации обращения с отходами I и II классов опасности:

https://rosfeo.ru/assets/lib/1373/feo_I-II_contacts.pdf

Методические указания по транспортированию отходов, инструкция по формированию и оформлению транспортной накладной, порядок возврата многооборотной тары:

https://gisopvk.ru/login 

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате хозяйственной и (или) иной деятельности которых образовались  побочные продукты производства будут обязаны вносить плату за негативное воздействия на окружающую среду.

Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы, определенной по итогам отчетного периода, по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2015 г. № 1316-р, по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с пунктом 4 статьи 16.3 Федерального закона "Об охране окружающей среды" на отчетный период, а также в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2018 г. №758 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2016 г. № 913 "О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах" и постановлением № 1148, и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды и (или) объекту размещения отходов, объекту, на котором осуществлялось размещение и (или) складирование побочных продуктов производства, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

Платежной базой является объем или масса выбросов загрязняющих веществ,  сбросов загрязняющих веществ либо объем или масса размещенных в отчетном  периоде отходов, а также объем или масса побочных продуктов производства.

Плата за размещение отходов, в том числе побочных продуктов производства, вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов.

Плата за складирование побочных продуктов производства, вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта, на котором осуществлялось складирование указанных побочных продуктов производства.

Отчетным периодом в отношении внесения платы (за исключением платы за размещение отходов, вносимой в случае, признания побочных продуктов производства отходами) признается календарный год.
Отчетным периодом в отношении внесения платы за размещение отходов в случае признания побочных продуктов производства отходами, признается календарный год, в котором такие Плата, исчисленная по итогам отчетного периода, с учетом корректировки  ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным  периодом.

Лица, обязанные вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, представляют администратору платы по месту учета объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, объекта размещения отходов, объекта, на котором осуществлялось размещение и (или) складирование побочных продуктов производства, декларацию о плате. 

Требования к выгребам, дворовым уборным и помойницам, а также к эксплуатирующим их хозяйствующим субъектам установлены СанПиН 2.1.3684-21 "Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий", утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3.

Согласно п.п.21-23 СанПиН 2.1.3684-21 выгребы должны иметь подземную водонепроницаемую емкостную часть для накопления жидких бытовых отходов (далее – ЖБО), объем которых определяется их владельцами с учетом количества образующихся ЖБО.

Не допускается наполнение выгреба выше, чем 0,35 метров до поверхности земли. Выгреб следует очищать по мере заполнения, но не реже 1 раза в 6 месяцев.

Удаление ЖБО должно проводиться хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность по сбору и транспортированию ЖБО с использованием транспортных средств, специально оборудованных для забора, слива и транспортирования ЖБО, в централизованные системы водоотведения или иные сооружения, предназначенные для приема и (или) очистки ЖБО.

Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие выгребы, дворовые уборные и помойницы, должны обеспечивать их дезинфекцию и ремонт.

Дезинфекция производится растворами состава: хлорная известь (10%), гипохлорит натрия (3 - 5%).

Отнесение жидких фракций, выкачиваемых из выгребных ям, к сточным водам или отходам зависит от способа их удаления (письма Минприроды России от 04.04.2017 № 12-47/9678 "Разъяснения в области обращения с жидкими фракциями сточных вод",  от 02.11.2017 № 12-47/29045 "О направлении информации").

В случае, если жидкие фракции, выкачиваемые из выгребных ям, удаляются путем очистки на очистных сооружениях с последующим направлением в систему оборотного водоснабжения или сбросом в водные объекты, их следует считать сточными водами и обращение с ними будет регулироваться нормами водного законодательства.

Если такие фракции удаляются иным способом, исключающим их сброс в водные объекты или направление в систему оборотного водоснабжения, такие стоки не подпадают под определение сточных вод в терминологии Водного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" и их следует считать жидкими отходами. Дальнейшее обращение с такими отходами должно осуществляться в соответствии с законодательством об отходах производства и потребления, при этом деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению таких отходов, отнесенных к I - IV классам опасности, будет подлежать лицензированию.

Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie